expellearmus002: (Default)
[personal profile] expellearmus002
Оригинал взят у [livejournal.com profile] real_daddy_o в Фильм Петра Буслова "Высоцкий. Спасибо, что живой"

...это тот неординарный случай, когда вопросы к фильму возникают не после, а до его просмотра. После просмотра их не остается.



Критика ругает фильм за то, что:

  • Высоцкий показан наркоманом, его друзья — сплошь дураки и мошенники, зато имеется совестливый полковник КГБ (а ля «Жизнь других»)
  • Не показаны вехи творческого пути Высоцкого, почти не звучат песни Высоцкого
  • Потеряна актерская индивидуальность исполнителя роли Высоцкого, в гриме у него обеднена мимика и не двигается нижняя челюсть

Благодаря просмотру все эти вопросы отпадают.

Владимир Высоцкий был великим артистом, безнадежным алкоголиком, гениальным поэтом, законченным наркоманом, неповторимым певцом, плохим мужем и отцом. Выбросить одну из этих характеристик — например, показать его поющим, но непьющим — потерять Высоцкого. Этот человек не мог в Советском Союзе не быть алкоголиком и наркоманом. Его талант был как алмаз (самый твердый минерал в природе), формирующийся под колоссальным давлением — без давления из того же материала получается графит (самый мягкий минерал в природе). Большинство советских актеров, поэтов и певцов не могли жить под давлением, они были графит, власть закатывала их в карандаши и рисовала ими, что хотела. А он был — алмаз. Таким он и показан. Это и есть его творческий путь — сжатый до нескольких дней в Москве и Узбекистане.

«Ах, левые концерты! Ах, Высоцкого показали жуликом!»... Эстрадные артисты сплошь и рядом так зарабатывали. И русские рокеры так зарабатывали (почитайте воспоминания Макаревича, поищите в Интернете про «Воскресение», дело Романова и Арутюнова). И сейчас они так зарабатывают — вы думаете, они на ваши новогодние корпоративы придут от филармонии? Просто теперь можно заниматься частной предпринимательской деятельностью, а тогда было нельзя. А еще было нельзя менять рубли на валюту и хранить дома некоторые книги. Все это называлось — СССР.

Так что проблема друзей Высоцкого, которые были с ним в Бухаре — его врача Федотова, его администраторов Гольдмана и Янкловича, его коллеги Абдулова (в фильме переименованы и перекроены, но узнаваемы) — не в том, что они зарабатывали, как умели, а в том, что Высоцкий «дошел до точки».



Вот воспоминания Оксаны Афанасьевой — некоторым образом, краткое содержание фильма: «Потом была Бухара. Там была самая настоящая клиническая смерть. Я ему дышала, а Толя Федотов делал массаж сердца. Володя когда очнулся, сказал: «Я вас видел и чувствовал... Но как в кино. Ты дышишь, а Толя массирует...». А через полчаса Володя, как ни в чем не бывало. Уже подошли Гольдман, Валера, Сева и говорят: «Да. Наверное, все три концерта ты, Володя, не отработаешь... Один придется отменить». Вот сволочи! Тут я устроила скандал: «Какие концерты! Вы что с ума сошли! Он же умирал... Никаких концертов!». А Володя, как-то так... «Да наверное, надо... Я чувствовала, он на моей стороне, но отказать им не мог».



В фильме это все, конечно, драматизировано. «Драматизировано» — это, в данном случае, термин, который на обычном языке означает, что события и их герои переписаны так, чтобы наиболее выигрышно смотреться на экране в течение двух часов. Именно это Никита Высоцкий с соавторами сделал для фильма о своем отце. В результате получилось кино, от которого невозможно оторваться, и которое высвобождает в вашей крови больше адреналина, чем любой адреналиновый боевик. Я не шучу.

Законная жена главного героя присутствует в фильме двумя телефонными звонками. Второй из них — важнейшее событие фильма, он показывает, что Марина Влади, находясь в Париже, ближе к Высоцкому и лучше его чувствует, чем друзья, которые в соседнем номере жуют арбуз, и чем «Танюха», которая в ванной моет голову. А примерно через семь минут после звонка Влади появляется вторая жена Высоцкого, Людмила, причем с обоими их сыновьями, и это тоже очень важный момент.

Тем критикам, которые не заметили у главного героя мимики и движений нижней челюсти, я предлагаю украдкой понаблюдать за собой в зеркале — если они не страдают пляской святого Витта и не имеют привычки корчить сами себе физиономии, то лично у себя они тоже не обнаружат особой мимики. Это вообще редкость — люди, которые в обычной жизни каждую секунду играют лицом и двигают челюстью.

Хочу напомнить — Высоцкого уже играли. У Дыховичного в «Копейке» — Арташонов, комично и не очень похоже, вот так:

У Сукачева в «Доме Солнца» — сам Сукачев, спиной:



Вы бы и не вспомнили, если бы я не подсказал, верно?

Но вот вопрос актерской жертвы, конечно, ох. Даже когда имя исполнителя главной роли раскроют, и это окажется Безруков, или Вдовиченков (что лично мне было бы более приятно) или они оба, или ни один из них, это будет все равно немного не то. Потому что задача исполнителя роли Высоцкого была не совсем актерская, а, скорее, имперсонаторская. Фильм — и это уже свершившийся факт — сделан так, что в нем играют Акиньшина, Ургант, Леонидов, Панин, Астрахан, Смоляков, Ильин, чуть-чуть Безруков и Шакуров — и Высоцкий. С лицом Высоцкого, с голосом и интонациями Высоцкого. С харизмой, черт возьми, Высоцкого.

Когда в «Переступить черту» главный герой представляется: «Hello, I’m Johnny Cash» — это Хоакин Финикс в роли Джонни Кэша. Когда некрасивая главная героиня «Жизни в розовом цвете» простирает руки к зрителям — это красавица Марион Котийяр, которая гениально играет Эдит Пиаф. Когда главный герой «Дорз» исполняет «My Wild Love» или «Moonlight Drive» — это Вэл Килмер, который поет, как Джим Моррисон. Но когда в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» главный герой говорит: «Обстановочка!», или поет «Конец «Охоты на волков» — это Высоцкий.



И уже поздно решать — можно так делать в кино, или нельзя. Это уже сделано. И магия кино от этого не только не пострадала — выиграла. Значит — можно.

Портрет великого актера, поэта и певца выписан предельно жестко, беспощадно. Так же, как и сам он относился к себе — предельно жестко, беспощадно.

Он мог выбрать, как Есенин или Маяковский, обычный способ самоубийства — но выбрал этот.

Таким мы его и любим — Высоцким. А кто отвернулся — значит, не любил.

Но это еще не все. Поскольку рецензия уже засветилась в Интернете, по ее следам уже состоялась довольно жаркая дискуссия. И вот ее результаты.

Профессионалы, которые дружно возили меня лицом об стол в Фейсбуке, как минимум, считают «Высоцкого» этапным фильмом для русского кино с точки зрения производства и продажи, хотя — морально небезупречным (имеется в виду изображение наркомании), а его создателей — людьми с амбициями «великих кинопродюсеров», стремящихся «доказать, что могут сделать «как надо», — иначе «тупо снимали бы «Беременных».

А обычный зритель голосует «за». И тут интересны несколько моментов.

Удивляет даже не то, что мало негативных отзывов. Удивляет то, что мало неадекватных писулек вроде «Посмотрел, фигня, верните деньги и два часа жизни» и «Режиссер X спекся и снял коммерческую попсу». Собственно, подобный комментарий был один (из более чем ста).

Есть единичное мнение, что голос главного героя не похож на голос Владимира Высоцкого. На это сложно возразить — мало того, что слух и восприятие голосов у всех разные, так еще и голос Высоцкого на разных записях звучит по-разному, не говоря уже о том, что он часто его намеренно менял (хрестоматийный пример: «Диалог у телевизора»).

Есть не единичное мнение, что пластический грим все же сработал не очень хорошо. Тут спорить очень сложно. Одним кажется, что На-ви в «Аватаре» нарисованы блестяще, другим — что безобразно. Независимо от обоих этих мнений речь идет о наивысшем на данный момент достижении в области спецэффектов в кино. То же относится и к гриму Высоцкого. Я еще напишу отдельно о том, какими способами и какой ценой достигается сходство киногероев с прототипами, но «Высоцкий» сейчас в этом плане аналогов практически не имеет.

Некоторые недовольны тем, что фильм пугает зрителя ужасами СССР и КГБ — при том, что уж по крайней мере для самого Высоцкого опасности не было — его всегда везде пускали, многое ему разрешали и никогда не сажали, как он ни подставлялся. Тут вот какая штука — опасность была для всех и всегда. И чем меньше — по факту — была опасность для самого Высоцкого, тем большую опасность он распространял вокруг себя, и, конечно, он это прекрасно знал. Соответствующих воспоминаний он в явном виде не оставил, но вы почитайте воспоминания других людей, которые жили и творили в то время, и при этом дожили до наших дней. Бориса Стругацкого, например, о том, как они с братом прятали рукопись «Града обреченного».

Кстати, пока шла дискуссия, пришлось осознать, что работа органов, в действительности, подана в фильме очень мягко — как будто парни только и думали о том, как бы не притронуться к кому лишний раз. К сожалению, в реальных 70-х и 80-х это было не так.

Наконец, есть разумная претензия к сюжету, в котором не всем удается проследить конфликт и развитие характера главного героя. И вроде бы ничего он не делает — едет на мерседесе, летит в самолете, поет песни, лежит на ковре.

Я считаю, что развитие характера начинается в момент встречи с московским полковником КГБ. Это нулевая точка, на которой, действительно, непонятно, что это за герой, и что он будет делать — биться или дрожать за свою поездку в Париж.

Кое что новое мы узнаем во время диалога с импрессарио: «Я не о том, что ты дурак. Я о том, что люди сели». Реальность того времени — любой мог сесть, от младшего научного сотрудника, хранившего у себя перепечатку «Града обреченного», до Высоцкого.

Далее идут гастроли, которые Высоцкий вытаскивает на пределе любых человеческих возможностей и почти ценой жизни. Вытаскивает не ради 450 рублей, а ради зрителей, которые смогли за эти три дня увидеть и услышать Высоцкого, ради друзей и любимой, которых он не хочет и не может подвести, и которые, если что не так, сядут. Его настрой: «Я здесь буду решать», «Я за все отвечаю». Монолог-молитва, крайне важный для развития характера. И финальная встреча с узбекским полковником КГБ в депутатском зале. Это не просто встреча, это схватка. Чтобы не понимать этого, надо очень хорошо забыть то время.

И, наконец, возврат к творчеству. Об этом — финал в самолете.



Date: 2011-12-20 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mariel-daelin.livejournal.com
Браво автору. Фильм прекрасный. Образ, время - переданы так, как должно. Творец и Человек. А все остально ведь, по сути, неважно.
Наркоманы косяками бродят, а Высоцкий - один, Лугоши - один, Булгаков - один. Реальность как она была и есть :)

Date: 2011-12-21 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] expellearmus.livejournal.com
У бедного автора в блоге армагеддон. Налетели какие-то уродцы, загадили все разумное, доброе. Я вообще мечтаю изобрести язык-хвосторез. Нормальные люди на нем будут общаться и все понимать, а для троллей и скандалистов это будет набор бессмысленных фонем... ))

shytme any

Date: 2011-12-21 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mariel-daelin.livejournal.com
От троллей и скандалистов, увы, никуда. :(
"Без дураков на свете было бы очень скучно жить", как верно подметил Лермонтов.

Re: shytme any

Date: 2011-12-22 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] expellearmus.livejournal.com
Ну да, если дураки налетели на кого-то другого, а ты сморишь))) Хотя вообще нескучность жизни утешает немного.

Date: 2011-12-21 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] kementary.livejournal.com
Реценция внятная и спокойная, в отличие от многих других. А тебе самой фильм как?

Date: 2011-12-21 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] expellearmus.livejournal.com
Хороший фильм. Пересматривать не буду, пока чувство гадливости к совку не рассосется. Эти тяжелые хрустальные рюмки-пепельницы-люстры и брежневский пыльный бархат ДК вызывают тошноту. Роскошь и убожество в несочетаемом варианте). Герой при этом показан адекватно и сильно похож, голос отличный. Ну и сцена с порванной рубахой под вольтами - полный бест.

водолеи

Date: 2011-12-21 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] expellearmus.livejournal.com
Я, кстати, поняла, что если деятель искусства - водолей, я смотрю про него кино или читаю с непременным учетом этого факта. Есть знаковое зодиакальное поведение, объяснимое не только характером и воспитанием, а прямо Ураном. Неуправляемость, неподчиняемость, инобытие, такая алмазная колесница. Водолеев всегда ужасно жаль, потому что на них, как на тренажере, видны все пакости окружающей среды. Много человечности, а стадного инстинкта нет. Парадокс, какбэ. Но чувство моральной победы героя обычно многое искупает.

Снимут фильму про Александра Меня - вот тот же будет коленкор)))

Date: 2011-12-21 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] tata kotrikadze (from livejournal.com)
Спасибо, Лора. Мне очень важно верить, что этот фильм именно таков, каким его оценивает эта рецензия. Посмотреть наверное не скоро удастся, а читать ругань в адрес фильма было очень горько. Вы как всегда, так классно высказались в комментарии!)) Как хорошо, что у вас есть гранатомёт, и что он - с любовью)))

Date: 2011-12-21 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] expellearmus.livejournal.com
Меня порой накрывает недетская ярость, и это самое печальное в общении людей по проводам((( И понятие "ответ за базар" прекрасно!)

Меня вообще изумляет,отчего люди не любопытны. Им словно не интересно ни созерцание, ни самостоятельный поиск ответов, и они злы от этой свинцовой плоскости, где не позволишь себе ничего нового. Не понимаю, отчего просто не посмотреть на Высоцкого, особенно если в жизни его не видел, только слышал. Посмотреть не в кинороли, не в документальной записи, а как на героя фанфикшна. В самом хорошем смысле, конечно))). Недостатки есть, или швы видны, но разве это самое важное? Одним словом, я не жалею, что посмотрела, особенно в зале.

Date: 2011-12-21 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] tata kotrikadze (from livejournal.com)
Господи, никогда не устану изумлятся схожести наших с вами взглядов (при том, что я не водолей), прямо один к одному! Упоминание Александра Меня меня вообще добило.
И вы не представляете, сколькому я у вас учусь. Вот недавно мне надо было написать предисловье к книге переводов Уолта Уитмена, а получилось фактически о вас и вашем творчестве, даже ролевиков умудрилась упомянуть))) К слову сказать, редакция одобрила.

Да, ругать - это вообще первое, что большинству людей приходит в голову, считается что это круто. А что значит "ответ за базар"? Я этого выражения не встречала.

))

Date: 2011-12-22 03:48 am (UTC)
From: [identity profile] expellearmus.livejournal.com
*ответ за базар* это зоновское выражение, обильно присутствующее в маргинальной среде вроде гопников и прочих элементов, почитающих себя крутыми. Но выражение в этом не виновато)) Оно означает прямую связь сказанного слова и ответственности за него (делом). Если кто кого дураком и козлищем назвал - надо доказать, ответить за базар, или тебе слово засунут туда, откуда оно вышло. А если кто кого обманул - то совсем капец.

Очень было бы хорошо наладить такое в интернете)

Re: ))

Date: 2011-12-22 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] tata kotrikadze (from livejournal.com)
Спасибо, поняла))) Да уж, в сети такого пока нет. Насколько я наблюдаю по группам и форумам, если кто высказывает мнение, отличающееся от мнения большинства, к нему сразу начинают придиратся за орфографию или стиль. Ну, понятно, лица не видать, рукой не дотянутся, а что б аргументировать, надо сооброжать)) Я не о себе, я кроме как здесь, практически нигде не высказываюсь.

Profile

expellearmus002: (Default)
expellearmus002

December 2011

S M T W T F S
    12 3
4 5 6 78910
11 12 13141516 17
18 19 20 21 22 23 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 03:23 am
Powered by Dreamwidth Studios